ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МОРСКОГО ПОРТОВОГО КОМПЛЕКСА В ЛУЖСКОЙ ГУБЕ

М.А. Мамаева, В.А. Жигульский, Н.С. Царькова, М.Б. Шилин

Аннотация


Статья посвящена обоснованию экологической стратегии порта «Усть-Луга», разработанной в рамках проекта «Экологически дружественный порт» Программы приграничного сотрудничества «Юго-Восточная Финляндия – Россия» Европейского инструмента соседства и партнерства (ЕИСП), финансируемого Европейским Союзом, Финляндией и Российской Федерацией. Основная цель разработки экологической стратегии порта «Усть-Луга» определена как совмещение развития портовой инфраструктуры и здоровой, безопасной среды обитания в пределах окружающих территорий и акваторий. Для достижения цели по результатам многолетнего (2000– 2015 гг.) мониторинга оценена интегральная уязвимость прибрежных экосистем Лужской губы к различным видам антропогенного воздействия и тяжесть последствий этих воздействий для популяций различных видов гидробионтов с учетом потенциала восстановления численности. Построена карта распределения зон с различным уровнем уязвимости (очень низким, низким, средним, высоким и очень высоким). Показано, что западная и восточная части Лужской губы различаются уровнем экологической уязвимости. Юговосточная часть губы в настоящее время – сформированная природно-техническая система с низкими уровнями видового разнообразия и экологической уязвимости. В западной же части губы отмечены разнообразные природные комплексы с высоким уровнем уязвимости. Анализ результатов наблюдений показывает, что большинство зафиксированных изменений, произошедших в экосистемах Лужской губы под воздействием портостроительных работ, в настоящее время имеет обратимый характер. В дальнейшем, при условии последовательного снижения антропогенного пресса на этапе эксплуатации порта, основная часть биологических сообществ должна восстановиться. В результате реализации стратегии предполагается получение экологического, экономического и социального эффектов, в совокупности направленных на выведение порта «Усть-Луга» в число «экологически дружественных» портов.

Ключевые слова


морской порт, экологический мониторинг, экологически дружественное предприятие.

Полный текст:

PDF

Литература


Богуш АИ, Волнина ОВ, Лукьянов СВ, Мамаева МА, Шилин МБ, Разумовский ВМ. Геосистемный подход к изучению морских отвалов дреджингового грунта. В кн.: Материалы 2 Международной научно-практической конференции «Геосистемы: факторы развития, рациональное природопользование, методы управления». Туапсе; 2011. с. 241-3.

Брэй РН. (ред.) Экологические аспекты дреджинга. СПб.: Изд-во РГГМУ; 2013.

Голубев ДА, Погребов ВБ, Шилин МБ. Экологическая уязвимость береговой зоны восточной части Финского залива по отношению к механическим воздействиям от подводных горнотехнических работ. Инженерные изыскания. 2010;(9):34-43.

Жигульский ВА, Шилин МБ. Экологически дружественный порт в Арктике. В кн.: Материалы IX Международной конференции по географии и картографированию океана. СПб.: Изд-во РГО; 2015. С.185-90.

Жигульский ВА, Былина ТС, Царькова НС, Лавров ЯБ, Соловей НА, Шуйский ВФ. Некоторые результаты экологического мониторинга и оценки воздействия строящихся объектов морского торгового порта «Усть-Луга» на экосистему Лужской губы. Экология урбанизированных территорий. 2013;(3):6-14.

Жигульский ВА, Царькова НС, Былина ТС, Лавров ЯБ, Соловей НА, Шуйский ВФ. Результаты экологического мониторинга техногенной сукцессии Лужской губы при строительстве морского торгового порта «Усть-Луга». Журнал Гидротехника. 2014;(1/34):73-85.

Жигульский ВА, Шилин МБ, Царькова НС, Коузов СА. Состояние гидробиологических сообществ района аванпорта Бронка после окончания дреджинговых работ. Ученые записки РГГМУ. 2016;(43):208-22.

Мамаева МА, Кононенко МР, Писаревская НС, Шилин МБ, Хамалайнен Э, Брунилла ОП, Салокорпи М, Анттила А, Кайяткари Р. Стратегия развития экологически дружественного порта на примере морского портового комплекса Усть-Луга. В кн.: Материалы XXV Международной береговой конференции. Том.2. Сочи; 2014. с. 85-6.

Царькова НС, Шилин МБ. Оценка ущерба рыбным запасам от проведения дноуглубительных работ при строительстве морского торгового порта Усть-Луга. Труды экономического и социально-гуманитарного факультета РГГМУ;(9):238-41.

Шилин МБ, Погребов ВБ. Экологическая чувствительность береговой зоны восточной части Финского залива к дреджингу. В кн.: Основные концепции современного берегопользования. Том 3. СПб.: Изд-во РГГМУ; 2011. с. 168-89.

Шилин МБ, Погребов ВБ, Лукьянов СВ, Мамаева МА, Леднова ЮА. Экологическая уязвимость береговой зоны восточной части Финского залива к дреджингу. Ученые записки РГГМУ. 2012;(25):107-22.

Шилин МБ. Эко-порт на Балтике: стратегия процветания. Катера и яхты. 2013;(3/243):170-1.

Шилин МБ, Кононенко МР, Мамаева МА. Стратегия развития экологически дружественного порта. В кн.: Материалы XVI Международного экологического форума «День Балтийского моря». СПб.; 2015. С. 23-4.

Bogush FI, Volnina ОV, Lukianov SV, Мамаеvа МА, Shilin МB, Razumovskiy VМ. Geosystem approach to studies of sea dump of dredged soil. In: Materialy 2 Mezhdunarodnoy Konferentsii Geosistemy: Faktory Razvitiya, Ratsyonalnoye Prirodopolzovaniye, Metody Upravleniya Proceedings of 2 International Scientific-Practical Conference «Geosystems: Factors of Their Development and Environmental Management and Management techniques. Tuapse; 2011. P. 241-3. (In Russ.)

Bray N, ed. Ekologicheskiye Aspekty Dredzhinga. The Ecological Aspects of Dredging. Saint Petersburg: Izdatelstvo RGGMU; 2013. (In Russ.)

Golubev DA, Pogrebov VB, Shilin MB. The ecological vulnerability of the coastal zone of the eastern part of the Gulf of Finland with respect to the mechanical impact of underwater engineering works. Inzhenetnye Izyskaniya Enginernie isiskania. 2010;(9):34-43. (In Russ.)

Zhigulskiy VА, Shilin МB. Ecologically friendly port in Arctic. In: Materialy IX Mezhdunarodnoy Konferentsii po Geografii i Kartografirovaniyu Okeana. Proceedings of IX International Conference on Ocean Geography and Mapping. Saint Petersburg: Izdatelstvo RGO; 2015. P. 185-90. (In Russ.)

Zhigulskiy VА, Bylina ТS, Tsarkova NS, Lavrov YaB, Solovey NА, Shuyskiy VF. Some resultsof ecological monitoring and assessing the impact of objects under construction in Ust-Luga seaport on Luga Bay ecosystem. Ekologiya Urbanizirovannykh Territoriy. 2013;(3):6-14. (In Russ.)

Zhigulskiy VА, Tsarkova NS, Bylina ТS, Lavrov YaB, Solovey NA, Shuysky VF. The results ofecological monitoring of Luga Bay anthropogenic successions upon the construction of Ust-Luga seaport. Gidrotekhnika. 2014;(1/34):73-85. (In Russ.)

Zhigulskiy VА, Shilin МB, Tsarkova NS, Коuzov SА. Conditions of hydrobiological communities in the harbor area of Bronka Port after dredging works. Uchenye Zapiski RGGMU. 2016;(43):208-22. (In Russ.)

Мамаyеvа МА, Kononenko MR, Pisarevskaya NS, Shilin МB, Kajatkari R, Brunilla OP, Hamalainen E, Anttila A, Salokorpi M. Strategy of development of an environmentally friendly port as exemplified with Ust-Luga seaport complex. In: Materialy XXV Mezhdunarodnoy Beregovoy Konferentsii Tom 2. Proceedings of XXVInternational Seacoast Conference. Vol. 2. Sochi; 2014. P. 85-6. (In Russ.)

Tsarkova NS, Shilin МB. Assessment of damage to fish by dredging in conditions of construction of Ust-Luga seaport. Trudy Ekonomicheskogo i Soysialno-Gumanitarnogo Fakulteta RGGMU, 2015;(9):238-41. (In Russ.)

Shilin МB, Pogrebov VB. Environmental sensitivity to the dredging of the coastal zone of the eastern part of the Gulf of Finland. In: Osnovnye Kontseptsii Sovremennogo Beregopolzovaniya. Tom 3. The Main Concepts of Modern Coastal Usage. Vol. 3. Saint Petersburg: Izdatelstvo RGGMU; 2011. P. 168-89. (In Russ)

Shilin МB, Pogrebov VB, Lukianov SV, Мамаеvа МА, Lednova YuA. Environmental vulnerability to dredging of the coastal zone of the eastern part of the Gulf of Finland. Uchenye Zapiski RGGMU. 2012;(25):107-22. (In Russ.)

Shilin МB. Eco-port in the Baltic Sea: strategy for prosperity. Katera i Yahty. 2013;(3/243):171. (In Russ)

Shilin МB, Kononenko МR, Мамаyеvа МА. Strategy for development of the ecologically friendly port. In: Meterialy XVI Mezhdunarodnogo Ekologichaskogo Foruma Den altiyskogo Moria. Proceedings of XVI International EcologicalForum «Baltic Sea Day». Saint Petersburg; 2015. P. 23-24. (In Russ)

Mamaeva M, Kononenko M, Pisarevskaia N, Shilin M, Kajatkari R, Brunilla OP, Hamalainen E, Anttila A. Development the strategy for environmentally friendly port. In: Littoral-2014: Facing Present and Future Coast Challenges. Klaipeda; 2014. P. 64.

Hooydonk EV. Soft Values of Seaports. Antwerp; 2007.

Mandryka ON, Kurka VI, Chernova TV, Shilin MB. Biodiversity monitoring as an instrument for cluster forming in Ust-Luga seaport and advanced territories. In: XV International Environmental Forum «Baltic Sea Day», St. Petersburg, 2014. P. 232-33.

Ports of Bremen/Bremerhaven. Environmental Report. 2013 URL: http://www.wfb-bremen.de/ en/wfb-ports-us

The Sustainable Development and the Con-19. Webster’s New Millennium Dictionary of English. struction of Resource Saving and Environmental-Lexico Publishing Group, LLC. ly Friendly Port in Shanghai. Shanghai Transport 20. Zhigulski V, Shilin M, Ershova A. Management of and Port Authority February 20, 2012. URL: http:// reclaimed coastal areas: case of the new Bronka port in www.ppcac.org/10-Shanghai_Port_Environmen-the Neva Bay. In: International Baltic Earth Secretariat tal%20Friendly%20Port%20-%20English.pdf Publication No 9, June 2016.




DOI: http://dx.doi.org/10.24855/biosfera.v8i4.292

© ФОНД НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ "XXI ВЕК"