ЯЗЫК БИОЛОГИИ – ОДНА ИЗ ОСНОВ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

А.В. Балахонов, Л.П. Чурилов

Аннотация


Междисциплинарное естественнонаучное знание и образование подразумевает постоянный обмен между естественными науками не только методами и результатами научного поиска, но и специальными терминами. Оптимальным путем решения правильного и единообразного понимания сути явлений в науке и образовании является создание специальных профессиональных словарей. По целому ряду причин существующие справочные издания далеко не всегда отвечают требованиям сложившего специалиста или студента. В настоящей статье обосновывается необходимость создания нового большого толкового словаря биологических терминов с включением в него основных медицинских понятий. Предлагаются основные принципы построения подобного словаря.

Ключевые слова


биология, междисциплинарное знание, словари, терминология.

Полный текст:

PDF

Литература


Балахонов АВ. Фундаментализация медицинского университетского образования. СПб: Изд-во СПбГУ; 2004.

Балахонов АВ. Фундаментализация высшего медицинского образования. Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006;11(1):136-41.

Балахонов АВ. О создании толкового словаря биологических терминов. Медицина. XXI век. 2007;(5)106-9.

Балахонов АВ. Фундаментализация образования: сравнительный семантический анализ. Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2010;4 (3):81-93.

Балахонов АВ. Интеграция научных знаний и фундаментализация высшего образования. В сб.: Актуальные проблемы биологии и экологии. СПб: Изд-во СПбГЛТА; 2011. с. 18-28.

Балахонов АВ, Мясников АА, Строев ЮИ, Чурилов ЛП, Фесенко ЮА. Системное естественнонаучное знание и единый язык – когнитивный фундамент высшего медицинского образования. В сб.: Национальные и региональные модели высшего образования в контексте европейской интеграции: слияние, взаимодополнение или конфликт. Цюрих; 2011. с. 179-83.

Балахонова ЛИ. О путях вхождения диалектной лексики в современный литературный язык и о ее лексикографической репрезентации. В сб.: Новые слова и словари новых слов. СПб; Из-во ИРЛИ АН; 1997. с. 102-13.

Биология. Большой энциклопедический словарь. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия; 1999.

Вернадский ВИ. О науке. Дубна: Феникс; 1997.

Герд АС. Логико-понятийная структура научного текста и его семантика. В кн.: Вопросы семантики. Калининград; 1978:54-9.

Герд АС. Специальные словари и их источники. Современная русская лексикография. Л.: Наука; 1983. с. 136-43.

Давыдовский ИВ. Общая патология человека. 2-е изд. М.: Медицина; 1969.

Толковый словарь избранных медицинских терминов (эпонимы и образные выражения). Ред. Л.П. Чурилов, А.В. Колобов, Ю.И. Строев. Сост. О.Л. Колобова, А.М. Константинов, В.И. Утехин. СПб.: ЭЛБИ-СПб.; 2010.

Фесенко ЮА, Чурилов ЛП, Худик ВА. Неврозы и стресс. СПб: ЭЛБИ-СПб; 2016. (в печати)

Чурилов ЛП, Строев ЮИ, Утехин ВИ, Цинзерлинг ВА, Балахонов АВ, Молитвин МН, Ковач З. Как учить врача-патолога? Патофизиология преображается в системную патобиологию и служит введением в трансляционную медицину. Молек. медицина. 2014;(2):57-64.

Balakhonov AV. Fundamentalizatsiya Meditsynskogo Universitetskogo Obrazovaniya. Saint Petersburg: SPbSU; 2004. (In Russ.)

Balakhonov AV. Fundamentalisation of medical education. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta. 2006;11(1):136-41. (In Russ.)

Balakhonov AV. On the creation of a glossary of biological terms. Meditsina. XXI vek. 2007; (5):106-109. (In Russ.)

Balakhonov AV. Fundamentalisation of education: comparative semantic analysis. Vestnik LGY Imeni A S Pushkina 2010;4(3):81-93. (In Russ.)

Balakhonov AV. Integration of scientific knowledge and fundamentalisation of university education. In: Aktualnye Problemy Biologii i Ekologii. Saint Petersburg; 2011. p. 18-28. (In Russ.)

Balakhonov AV, Myasnikov AA, Stroyev YI, Churilov LP, Fesenko YA. Systemic knowledge of natural science as a cognitive fundament of higher medical education. In: Natsyonalnye i Regionalnye Modeli Vysshego Obrazovaniya v Kontekste Yvropeyskoy Integratsii: Sliyaniye, Vzaimodopolneniye Ili Konflikt National and Regional Modelsof Higher Education in the Context of European Integration: Merge, Complementarity of Conflict? Proceedings of the International Conference 5–10 March 2011. Zurich, Saint Petersburg: NorSII Publisher; 2011. p. 179-83. (In Russ.)

Balakhonova LI. On the pathways of dialect vocabulary introduction into current literary language. In: Novye Slova i Slovary Novykh Slov. New Words and Dictionaries of New Words. Saint Petersburg: IRLI; 1997. c. 102–13. (In Russ.)

Biologiya. Bolshoy Entsyklopedicheskiy Slovar. Biology. Gross Encyclopedic Dictionary. 3rd ed. Moscow: Sovetskaya Entsyclopediya; 1999. (In Russ.)

Vernadsky VI. O Nauke. Dubna: Feniks; 1997. (In Russ.)

Gerd AS. Logical and conceptual structure of scientific text and its semantics. In: Voprosy Semantiki. Problems of Semantics. Kaliningrad: KGU; 1978:54-9. (In Russ.)

Gerd AS. Special Dictionaries and Their Sources In: Sovremennaya Russkaya Leksikografiya. Current Russian Lexicography. Leningrad: Nauka; 1983. p. 136-143. (In Russ.)

Davydovsky HV. Obschaya Patologiya Cheloveka. General Human Pathology. Moscow: Meditsyna; 1969. (In Russ.)

Churilov LP, Kolobov AV, Stroyev YI. Contributors: Kolobova OL, Konstantinova AM, Utekhin VI. (Eds.) Tolkovyi Slovar Izbrannykh Meditsynskikh Terminov (Eponimy i Obraznye Vyrazheniya. Explanatory Dictionary of Selected Medical Terms: Eponyms and Figurative Expressions. Saint-Petersburg: ELBI-SPb; 2010. (In Russ.)

Fesenko YA, Churilov LP, Khudik VA. Nevrozy i Stress. Neuroses and Stress. Saint-Petersburg: ELBI-SPb; 2016. (In Russ.)

Churilov LP, Stroyev YI, Tsinzerling VA, Balakhonov AV, Molitvin MN, Kovac Z. How to teach a physician-pathologist? Pathophysiology transforms into systemic pathobiology and serves as an introduction into translational medicine. Molekularnaya Meditsina. 2014;(2):57-64. (In Russ.)

Churilov LP. From physiology of disease to systemic pathobiology: History and current trends in pathophysiology. Psychiatria Danubina. 2015;27(2):550-70.




DOI: http://dx.doi.org/10.24855/biosfera.v8i2.247

© ФОНД НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ "XXI ВЕК"