ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ И КОРЕННЫЕ НАРОДЫ: СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СРАВНЕНИИ МЕЖДУ БРИТАНСКОЙ КОЛУМБИЕЙ (КАНАДА) И ПРИМОРСКИМ КРАЕМ (РОССИЯ)

А.В. Бочарникова

Аннотация


Целью создания особо охраняемых природных территорий (ООПТ) является сохранение природного наследия. Населяющие их коренные малочисленные народы, занятые охотой, рыболовством и оленеводством, сильно зависят от природных условий. Любые изменения территории, связанные с промышленным воздействием или коммерческой деятельностью, затрагивают экономику коренных народов. При этом зачастую коренное население имеет свою точку зрения на то, как надо сохранять природу. Поэтому между местным населением и администрацией ООПТ часто возникают конфликты. Причинами взаимного недопонимания может быть отсутствие четких границ внутри территории, охраняемой государством, а также то, что местные жители вынуждены покидать охотничьи угодья и лишаться возможности заниматься традиционными промыслами. Более того, местные жители тяжело воспринимают новые ограничения психологически, поскольку «это всегда была территория предков». После организации ООПТ появляются туристы, не знакомые с местными традициями. На территориях проживания коренного населения есть священные места, при посещении которых необходимо соблюдать определенные нормы. Многие проблемы зависят от региона, но есть и общие: незаконные вырубки, браконьерские охота и рыболовство, неконтролируемый туризм. В данной статье рассмотрены более и менее успешные варианты опыта соуправления природными территориями.

Ключевые слова


коренные малочисленные народы, особо охраняемая природная территория, соуправление, традиционное природопользование, социальные институты

Полный текст:

PDF

Как процитировать материал

Литература


1. Арсеньев В К. Лесные люди удэхейцы. Владивосток: Книжное дело; 1926.

2. Бочарников ВН, Глущенко ЮН, Михайлов КЕ, Егидарев ЕГ. Национальный парк «Бикин». Биота и среда заповедников Дальнего Востока. 2016; (1): 3-24.

3. Бочарникова АВ. Коренные народы и особо охраняемые природные территории: опыт соуправления природными ресурсами. М.: ЦС КМНС; 2017.

4. Бочарникова АВ. Трансформация институтов, регулирующих традиционное природопользование (на примере удэгейцев бассейна реки Бикин). Известия РГО. 2017;149(3):73-91.

5. Бочарникова АВ. Влияние трансформации институтов коренных народов Дальнего Востока на изменение политики в сфере традиционного природопользования в Пожарском районе Приморского края. Вестник ПсковГУ. 2019; (15):33-43.

6. Звиденная ОО, Новикова НИ. Удэгейцы: охотники и собиратели реки Бикин. М.: Стратегия; 2010.

7. Клоков КБ. Традиционное природопользование народов Севера: концепция сохранения и развития. Этногеографические и этноэкологические исследования. 1997;(5) 3-44.

8. Крупник ИИ. Древние эскимосские китобои в Арктике: «бойни детенышей» или интуитивная экология? В кн.: Экологические аспекты палеоантропологических и археологических реконструкций. М.; 1992. С.161 -78.

9. Левин МГ, Чебоксаров НН. Хозяйство-культурные типы и историко-этнографические области. М.: Советская энциклопедия; 1955. С. 3-17.

10. Подмаскин ВВ. Проблема этногенеза удэгейцев. В кн.: Проблемы историко-культурных связей народов Дальнего Востока: Сборник науч. трудов ИИАЭ НДВ АН СССР. Владивосток; 1989. С. 72-9.

11. Старцев АФ. Культура и быт удэгейцев (вторая половина XIX-XX вв.). Владивосток: Дальнаука; 2005.

12. Старцев АФ. История социально-экономического и культурного развития удэгейцев (середина XIX– XX вв.). Владивосток: Издательство Дальневосточного университета; 2000.

13. Теребихин НМ. Сакральная экология и традиционные знания народов Севера (к постановке проблемы). Экология человека. 2014;(8):57-9.

14. Харючи ГП. Природа в традиционном мировоззрении ненцев. СПб.: Историческая иллюстрация; 2012.

15. Экосистема бассейна реки Бикин: Среда. Человек. Управление. Владивосток: ДВО РАН; 1997

1. Arsenyev VK. Lesnye Liudi Udekheytsy. Vladivostok: Knizhnoye Delo; 1926. (In Russ.)

2. Bocharnikov VN., Glushhenko YuN, Mikhaylov KYe, Yegidarev EG. [National Park “Bikin”]. Biota i Sreda Zapovednikov Dalnego Vostoka. 2016;(1):3-24. (In Russ.)

3. Bocharnikova AV. Korennye Narody i Osobo Okhraniayemye Prirodnye Territorii: Opyt Soupravleniya Prirodnymi Resursami. Moscow: CS KMNS; 2017 (In Russ.)

4. Bocharnikova AV. [Transformation of regulatory institutes related to traditional land use as it occurs among Udege people of Bisin River basin]. Izvestiya RGO. 2017;149(3): 73-91. (In Russ.)

5. Bocharnikova AV. [The impact of transformation of institutes of indigenous people of the Far East on changes in policies related to traditional land use in Pozharskiy District of Primoskiy Region]. Vestnik PskovGU. 2019; (15):33-43. (In Russ.)

6. Zvidennaya OO, Novikova NI. Udegeytsy: Okhotniki i Sobirateli Reki Bikin. Moscow: Strategiya; 2010. (In Russ.)

7. Klokov K. B. [Traditional land use among Northern peoples: A concept of preservation and development]. Etnogeograficheskiye i Etnoekologicheskiye Issledovaniya. 1997;(5): 3-44 (In Russ.)

8. Krupnik II. [Ancient Eskimo whalers in the Arctic: Calf slaughtering or intuitive ecology? In: Ekologichaskiye Aspekty Paleoantropologicheskikh i Arkheologicheskikh Rekonstrutsiy. Moscow; 1992. P. 161-78. (In Russ.)

9. Levin MG, Cheboksarov NN. Khoziaystvo-Kulturnye Tipy i Istoriko-Etnograficheskye Oblasti. Moscow: Sovetskaya Ensyklopedia: 1955. P. 3-17. (In Russ.)

10. Podmaskin VV. [The problem of ethnogeny of Udege people]. In: Problemy Istoriko-Kulturnykh Sviazey Narodov Dalnego Vostoka. Vladivostok; 1989. P. 72-9. (In Russ.)

11. Startsev AF. Kultura i Byt Udegeytsev (Vtoraya Polovina XIX-XX vv). Vladivostok: Dalnauka; 2005. (In Russ.)

12. Startsev AF. Istoriya Sotsialno-Ekonomicheskogo i Kulturnogo Razvitiya Udjegeytsv (Seredina XIX– XX vv.) Vladivostok: Izdatelstvo Dalnevostochnogo Universiteta; 2000. (In Russ.)

13. Terebikhin NM. [Sacral ecology and traditional law of the Northern Peoples: Posing the problem]. Ekologiya Cheloveka. 2014;(8):57-9. (In Russ.)

14. Khariuchi G.P. Priroda v Traditsionnom Mirovozzrenii Nentsev. Saint Petersburg: Istoricheskaya Illjustratsiya: 2012 (In Russ.)

15. Ekosistema Basseyna Reki Bikin Sreda Chelovek Upravleniye. Vladivostok: DVO RAN; 1997 (In Russ.)

16. Frankel S. Traditional Knowledge, Indigenous Peoples, and Local Communities. In: The Oxford Handbook of Intellectual Property Law. doi: 10.1093/oxfordhb/9780198758457.013.33

17. Gladu JP, Brubacher D, Meek C. Aboriginal experiences in Canada – parks and protected areas. Boreal Footprint Project, Taiga Rescue Network; 2003.

18. Gwaii H. National Marine Conservation Area Reserve and Haida Heritage Site Interim Management Plan and Zoning Plan. Canada, 2010.

19. Nepal S. Involving indigenous peoples in protected area management: Comparative perspectives from Nepal, Thailand, and China. Environ Management. 2002;(30):0748-0763.

20. Rassip W, Yunupingu D et al. Indigenous protected areas in Sea Country: Indigenous‐driven collaborative marine protected areas in Australia. Aquatic Conserv Mar Freshw Ecosyst. 2019;(S2):1-14. doi: 10.1002/aqc.3052

21. Sillitoe P. Indigenous peoples, national parks, and protected Areas: A new paradigm linking conservation, culture, and rights. Mountain Res Develop. 2015; 35(3):311-2.

22. Stevens SF. Conservation through Cultural Survival: Indigenous Peoples and Protected Areas. Washington DC: Island Press; 1997.

23. Zurba M, Beazley KF, English E, Buchmann-Duck J. Indigenous protected and conserved areas (IPCAs), Aichi Target 11 and Canada’s Pathway to Target 1: Focusing conservation on reconciliation. Land. 2019;8;10; doi: 10.3390/land8010010




DOI: http://dx.doi.org/10.24855/biosfera.v12i1.534

© ФОНД НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ "XXI ВЕК"