РАЗМЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

И.В. Петрова

Abstract


Исследовательская деятельность школьников - одно из приоритетных направлений в эколого-биологическом образовании. Его реализация на базе учреждений дополнительного образования недостаточно оценена и осмыслена, поэтому не отрегулированы условия для более продуктивной и комфортной работы педагогов. Существует множество формальных помех нормальной отчетности о работе, педагог оказывается в бюрократической ловушке, которую администрация может использовать (например, против неугодных), а может и не использовать. Требуется придать особый статус исследовательским группам школьников в учреждениях дополнительного образования, делающий возможными занятия малыми группами, смешанный контингент обучаемых и непрерывность программы. Перенос исследовательской деятельности в школы, наблюдаемый в последние годы, не вполне оправдан, так как служит причиной отвлечения учителей от основной работы. Кроме того, они недостаточно компетентны в этой области. Помощь представителей научного сообщества города - это мощный стимул для развития и совершенствования ученических исследований, она держится на связях и взаимопонимании сторон. В последние годы прослеживается тенденция к сокращению числа эколого-биологических центров в стране. Так, в 2007 г. самостоятельное учреждение биологической направленности «Петербургская усадьба» было присоединено к профессиональному лицею - по существу ликвидировано. Его закрытие нарушило сложившиеся традиции в конкретном месте и для определенной части населения, что для нашей страны симптоматично и требует осознания и корректировки. Одной из причин закрытия Усадьбы явилось общее непонимание значения и особенностей исследовательской деятельности для широкого круга школьников. С закрытием Усадьбы был утрачен природный потенциал «музея под открытым небом», созданный здесь за многие годы.

Keywords


образование эколого-биологическое образование исследовательская деятельность школьников

References


Абакумов В.А., Бубнова Н.П. Контроль качества поверхностных вод СССР по гидробиологическим показателям. - Обнинск : Гидрометеоиздат, 1979. - 398 с.

Алёкин О.А., Семенов А.Д., Скопинцев Б.А. Руководство по химическому анализу вод суши. - 1973. - 270 с.

Балушкина Е.В. Функциональное значение хирономид в континентальных водоемах. - Л. : Наука, 1989. - 152 с.

Биологическое разнообразие природной среды Санкт-Петербурга: Сб. исследовательских работ учащихся ДЭБЦ «Петербургская усадьба» / Ред. И.В. Петрова. - СПб. : Тип. «Нева», 2007. - 200 с.

Васильев И., Коваль В. Скорость фотосинтеза фитопланктона в прибрежье Суздальских озёр (2001-2009 гг.) // XIV Городская открытая научно-практическая конференция старшеклассников по биологии «Ученые будущего». Сборник статей. - СПб., 2011. - С. 6-10.

Глезеров С. «Петербургская усадьба» на улице Кольцова / Санкт-Петербургские ведомости. Выпуск № 046 от 14.03.2008.

Горяшко А. Из истории школьных экскурсий в природу // «Биология», еженедельное приложение к газете «Первое сентября». - 2003. - № 12. - 23-31 марта. - С. 6-7.

Горяшко А. Мы - члены юннатского кружка // «Биология», еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2007. - № 14. - 16- 31 июля. - С. 2-10.

Дайнеко Д. Макрозообентос литорали водохранилища Муринского ручья в 2004 году // Аничковский вестник. - № 48. - СПб., 2005. - С. 32-39.

Добрецова Н.В. Наши ориентиры: размышления над страницами истории юннатского движения // Юннат. вестник. - 1998. - № 3-4(5). - С. 2-5.

Добрецова Н. Память сердца // Мы дети твои - дорогая Земля! Серия РОСТ: Ребёнок, Общество, Семья, Творчество. - 2001. - № 11. - С. 14-20.

Из летописи Городской станции юных натуралистов // Мы дети твои - дорогая Земля! Серия РОСТ: Ребёнок, Общество, Семья, Творчество. - 2001. - № 11. - С. 119-121.

Коммонер Б. Замыкающийся круг / Перев. с англ. - Л. : Гидрометеоиздат, 1974. - 280 с.

Константинов А.С. Общая гидробиология. - М. : Высшая школа, 1979. - 480 с.

Ляндсберг А.Р. Биоиндикация состояния пресноводного водоема с помощью донных организмов // Исследовательская работа школьников. - 2004. - № 1 и 2. - С. 20-35.

Макрушин А.В. Биологический анализ качества вод / Ред. Г.Г. Винберг. - Зоол. ин-т АН СССР, 1974. - 60 с.

Матисен В.А. Опыт работы станции юных натуралистов Невского района города Ленинграда. - Л. : Учпедгиз, 1951. - 263 с.

Методические рекомендации по сбору и обработке материалов при гидробиологических исследованиях на пресноводных водоемах. Фитопланктон и его продукция. - Л., 1981. - 32 с.

Митрофанов П.Н. Дополнительное биологическое образование в России в конце XIX - первой половине ХХ века // Аничковский вестник. - 2008. - № 50. - С. 23-107.

Муравьёв А.Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Крисмас+, 2004. - 248 с.

Мяэметс А.Х. Изменения зоопланктона // Антропогенное воздействие на малые озёра. - Л. : Наука, 1980. - С. 54-64.

Никаноров А.М. Гидрохимия. - Л. : Гидрометеоиздат, 1989. - 352 с.

Определитель пресноводных беспозвоночных Европейской части СССР (планктон и бентос) / Отв. ред. Л.А. Кутикова, Я.И. Старобогатов. - Л. : Гидрометеоиздат, 1977. - 510 с.

Определители пресноводных беспозвоночных России и сопредельных территорий. Т. 1-6 / Ред. С.Я. Цалолихин. - СПб. : Наука, 1994-2004.

О развитии юннатского движения в России // Внешкольник. - 2003. - № 7. - С. 56.

Орлова Л.М. От истоков юннатского - к детскому экологическому движению // Юннат. вестник. - 2001. - № 2(13).

Орлова Л.М. Навстречу 85-летию Центральной станции юных натуралистов и экологов Минобразования России. Колыбель юннатского движения // Юннат. вестник. - 2002. - № 1(15). - С. 6-10.

Павлюц Н. Гидрохимическая и токсикологическая характеристика Муринского ручья // Аничковский вестник. - № 82. - СПб., 2012. - С. 9-13.

Петрова И.В. Характеристика Суздальских озер // Биологическое разнообразие природной среды Санкт-Петербурга: Сборник исследовательских работ учащихся / Ред. И.В. Петрова. - СПб., 2007. - С. 6-12.

Петрова И.В. Едва Усадьба «отцвела», как «зацвели» озера // Юннатский вестник. - 2012. - № 3(43). - С. 20-22.

Петрова И.В. Методы изучения продукционных характеристик водных объектов. - СПб. : Тип. «Пушкинская типография», 2011. - 34 с.

Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. - М. : Топикал, 1994.

Рекомендации по определению токсичности сточных вод с использованием рачка дафния магна. - М., 1983. - 35 с.

Сивакова Е.Л. Силу рук, жар сердец - родной земле (история кружка юных натуралистов Глубоковской общеобразовательной школы (полного) общего образования Опочецкого района Псковской области) // Юннат. вестник. - 2001. - № 2(13). - С. 9-11.

Скворцов В.В., Станиславская Е.В., Тысячнюк М.С. Руководство по определению зоологического состава ручьёв и рек. - СПб., 2001. - 169 с.

Чернов А. Сравнительная характеристика бентоса литорали системы Суздальских озер (по данным трех лет) // Биологическое разнообразие природной среды Санкт-Петербурга: Сборник исследовательских работ учащихся / Ред. И.В. Петрова. - СПб., 2007. - С. 13-20.




DOI: http://dx.doi.org/10.24855/biosfera.v7i1.51

Refbacks

  • There are currently no refbacks.