Трудности экологического образования в техническом вузе: анализ проблемы

С. В. Макарова

Аннотация


По результатам анонимных опросов, проводившихся в 2016-2024 годах в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете проанализированы причины низкой эффективности экологического образования в вузах. В четырех опросах приняли участие 938 студентов, приступающих к изучению курса экологии. Предстояло выяснить, как обучающиеся понимают содержание данной дисциплины, смысл ее преподавания в вузе, а также помнят ли они об изучении основ экологии в школе. Результаты показали, что в большинстве респонденты (63-79%) определяют экологию как науку об окружающей среде, ее состоянии, антропогенном воздействии или охране природы. «Классическое» определение экологии как науки о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой, или о биосистемах (экосистемах, биосфере) дали от 6,4 до 18,6% опрошенных. Многие студенты (37-62%) утверждали, что в школе основы экологии не преподаются. Большинство (50,2-68,8%) считает, что курс экологии в вузах читают «для бережного отношения к природе» или общего развития. В последние годы наблюдается увеличение доли студентов (с 7 до 28%), которые связывают необходимость изучения экологии с будущей профессиональной деятельностью. Несмотря на это, дисциплина воспринимается как непрофильная и необязательная, а дефицит базовых знаний по биологии и химии существенно осложняет усвоение материала. Экологическое образование в вузах было и остается формальным и неэффективным по нескольким причинам: недостаточность естественнонаучных знаний у выпускников школ; неопределенность термина «экология» и, как следствие, отсутствие единой программы дисциплины; постоянные изменения в стандартах высшего образования и природоохранном законодательстве. Для улучшения ситуации необходимо внести в федеральные государственные образовательные стандарты общекультурные/универсальные «экологические» компетенции вне зависимости от профиля образования, вернуть экологию в качестве обязательной общеобразовательной дисциплины в учебные планы и разработать единую программу курса для непрофильных специальностей.


Ключевые слова


экология; экологическое образование; вуз

Полный текст:

PDF

Как процитировать материал

Литература


1. Алексеев СВ. Экологические проблемы в контексте целей устойчивого развития; результаты социально-педагогического исследования петербуржцев. Мир психологии. 2020;(2):173-84.

2. Алексеев СВ, Оганов РС. Экологические проблемы городской среды глазами взрослого населения Санкт-Петербурга: социологические исследования. Непрерывное образование: XXI век. 2019; 2(26). DOI: 10.15393/j5.art.2019.4665.

3. Алимов АФ. Еще раз об экологии. М., СПб; 2016.

4. Алимов АФ. Об экологии всерьез. Вестник Российской Академии наук. 1999; 72(12): 1075-80.

5. Данилов-Данильян ВИ. Глобальная экологическая проблема и устойчивое развитие. Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2019;(4):8-23.

6. Ермакович ЮМ. Проблемы вовлечения общественности в деятельность по сохранению биологического разнообразия. Биосфера. 2017;9(4):286-99

7. Макарова СВ, Цветкова ЛИ, Барышникова ТН. Проблемы «всеобщего» экологического образования. В кн..: Устойчивое развитие регионов: опыт, проблемы, перспективы. Сборник трудов международной научно-практической конференции. Казань; 2017. С. 482-7.

8. Мухаметшина РМ. Экологическое образование студентов как неотъемлемая составляющая подготовки специалистов в техническом вузе. Высшее образование сегодня. 2022;(9):61-4.

9. Розенберг ГС, Попов ЮМ, Козупица ГС. Ноосфера В.И. Вернадского и контуры будущего общества. Сложность. Разум. Постнеоклассика. 2024;(3):32-9.

10. Розенберг ГС, Хасаев ГР, Гелашвили ДБ. Две аксиомы выживания в современном мире: устойчивое развитие и экологическое образование. Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2017;26(2):48-72.

11. Цветкова ЛИ, Алексеев МИ, Усанов БП, Неверова-Дзиопак ЕВ, Кармазинов ФВ, Жукова ЛИ. Экология: Учебник для высших и средних учебных заведений по техническим специальностям и направлениям. 1999; М: АСВ; СПб: Химиздат.

12. Цветкова ЛИ, Копина ГИ, Макарова СВ, Барышникова ТН. Экологическая культура и экологическое образование. Вода и экология: проблемы и решения. 2017;(2):79-89.

13. Цветкова ЛИ, Макарова СВ, Барышникова ТН. Еще раз о проблемах экологического образования. В кн.: Современные проблемы водоснабжения и водоотведения. Материалы международной научно-практической конференции 5-7 декабря 2018. Санкт-Петербург; 2018. С. 86-92.

14. Цвирко НИ. Особенности экологического образования студентов педагогических вузов. В кн.: Образование. Наука. Карьера: Сборник научных статей Международной научно-методической конференции; Курск, 24 января 2018 г. Курск: Университетская книга; 2018. Том 1, С. 358-64

15. Dovgulevich, NN, Taletskaya NN, Mishkin IF. Transition of environmental education to education for sustainable development at the university. In: Sakharov Readings 2024: Environmental Problems of the XXI Century. Minsk; 2024. Pt.2. P. 368-71.




DOI: http://dx.doi.org/10.24855/biosfera.v17i3.1010

EDN: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=OEZTVU

© ФОНД НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ "XXI ВЕК"